Большие данные, искусственный интеллект, виртуальные форматы стали повседневной практикой многих российских университетов. Их появление в вузовской жизни связано с общемировыми трендами, а не только с быстро и неожиданно развернувшейся пандемией. Ситуация с распространением COVID-19 на территории России подтолкнула университеты к переходу в дистанционный формат работы и обучения, к оперативному и широкому внедрению «цифры» в повседневную работу. Прошедшим летом руководство и сотрудники университетов переосмыслили полученный уникальный опыт, выделив наиболее эффективные решения для использования в ежедневной практике.
22 октября в ходе семинара по обмену опытом разработки и использования цифровых сервисов, своими решениями поделились представители российских университетов. Семь практических кейсов из разных сфер своей жизни представили Университет ИТМО, Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, Санкт-Петербургский политехнический университет, Сеченовский университет, МИСиС, Высшая школа экономики.
Вниманию участников семинара было представлено разнообразие тематических кейсов: инструменты прокторинга, позволяющие проводить контрольно-оценочные мероприятия в условиях удаленного участия обучающихся, поддержка проектного обучения с участием внешнего заказчика, разнообразные цифровые сервисы поддержки административной работы университетов.
В семинаре приняла участие заместитель директора Департамента цифрового развития Минобрнауки России Н.Л. Шаньгина.
Организаторы семинара:
• Ассоциация «Глобальные университеты»
• Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
Модератор семинара: Карелина Ирина Георгиевна, Исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты».
Краткое содержание вебинара
Во вступительном слове заместитель директора Департамента по цифровому развитию Министерства науки и высшего образования РФ Наталья Шаньгина обратила внимание на постоянно растущую потребность всех участников образовательного процесса в цифровых решениях и выразила готовность поддерживать развитие и внедрение лучших практик вузов в этой области. При этом важно обеспечить во всех вузах наличие базового уровня цифровизации и нормативно-правового регулирования использования электронного обучения и дистанционных технологий в образовательной деятельности.
Евгений Сженов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» представил результаты опроса о готовности вузов к переходу на дистанционное обучение, разработке своих сервисов прокторинга и обеспеченности цифровым контентом. Большинство опрошенных отметили возросшую по сравнению с весенним периодом подготовленность университета к дистанту. В то же время, согласно опросу, лишь треть университетов готовы опираться только на свои онлайн-курсы и собственные разработки в области контроля сдачи экзаменов.
Проректор по учебной работе СПбПУ Елена Разинкина рассказала о собственной разработке университетом системы прокторинга с учетом индивидуальных требований и возможностей университета, его специфики и масштаба. Подробнее
Начальник Департамента открытого образования университета ИТМО Андрей Лямин также представил оригинальную разработку университета системы прокторинга «ИТМО Проктор» с подробным описанием ее работы, архитектуры, статистики использования и возможности использования другими университетами. Подробнее
Начальник управления информационных технологий МИСиС Валерий Прокудин рассказал о нескольких сервисах для преподавателей и студентов университета: цифровые ведомости, электронные зачетные книжки, подписи электронных документов, в том числе протоколов государственных информационных комиссий, индивидуального плана преподавателя и других, а иакже коснулся темы разработки нормативной документации к применению этих сервисов на практике. Подробнее
Директор Центра информационных технологий Сеченовского университета Максим Холопов поделился опытом взаимодействия университета со студентами и абитуриентами посредством чат-бота на различных платформах, в мобильном приложении и через личный кабинет,через который шло взаимодействие с абитуриентами университета, от подачи заявлений до оперативного информирования о результатах вступительных испытаний. Подробнее
Проректор по цифровой трансформации ТГУ Олег Змеев рассказал о технологии использования интеллектуального анализа больших данных при подготовке и проведении приемной кампании: как осуществлять рекрутинг потенциальных абитуриентов университета с помощью социальной сети ВКонтакте, используя их цифровой след. Подробнее
Проректор по развитию образовательной деятельности УрФУ Андрей Созыкин рассказал об организации проектного обучения в рамках образовательных программ университета и связанных с ним информационных сервисах, методической документацией и системе оценки на примерах проектов, реализованных студентами. Подробнее
Тему проектного обучения продолжили научный руководитель МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Крук и его заместитель Вероника Прохорова продемонстрировали цифровой сервис сопровождения проектного обучения в университете, пояснили необходимость переформатирования учебного процесса с применением проектного обучения, рассказали о стандартах, подготовке и требованиях к результату. Подробнее