Ассоциация “Глобальные университеты” в рамках еженедельных вебинаров знакомит университеты с оригинальными практиками «Виртуальные стажировки в университетах: “Университет: какой он?”». 12 ноября свои лучшие практики по реализации кадровой политики представил Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” – лидер Проекта “5-100”, входящий в ТОП-100 мировых рейтингов университетов по 6 предметам, и в ТОП-50 лучших молодых университетов мира по версии рейтингов QS и THE.
Вниманию участников вебинара было представлено разнообразие оригинальных кейсов кадровой политики университета: начиная от конкурсного отбора ППС по стандартам рекрутинга международного рынка труда, через разнообразие инструментов эффективного контракта научно-педагогических работников: академические надбавки, оценка публикационной активности, студенческая оценка преподавателей, выбор лучшего преподавателя - до определения профессиональных компетенций на уровне базового стандарта.
Модераторы семинара:
Карелина Ирина Георгиевна, Исполнительный директор Ассоциации “Глобальные университеты”;
Радаев Вадим Валерьевич, первый проректор НИУ ВШЭ.
Краткое содержание стажировки
В семинаре приняла участие директор Департамента проектной деятельности Минобрнауки России Н.М. Гвоздева, она представила основные положения Программы стратегического академического лидерства российских университетов.
Научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов представил результаты опроса о предпочтениях вуза при избрании кандидата на должность преподавателя, о студенческой оценке преподавания и оценке публикационной активности ППС. 67% опрошенных ответили, что предпочли бы потенциальных коллег с научными результатами и заинтересованностью в преподавании. 31% участников опроса отметили, что в их вузах не проводится оценка качества преподавания и учебных дисциплин студентами. Что касается оценки публикационной активности, 44% респондентов ответили, что она должна проводиться целенаправленно и системно, и по ее результатам необходимо поощрять преподавателя.
Первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев рассказал о логике построения кадровой политики в университете, результатом которой стало введение «Единого контракта научно-педагогического работника», проведение открытого конкурса ППС с участием внешних кандидатов, изменение качества публикационной активности сотрудников, появление системы оценки и вознаграждения, основная часть которой предусматривает зависимость вознаграждения от личных усилий и результатов преподавателя и позволяет сотрудникам планировать свою академическую деятельность на два года вперед. Подробнее
Начальник управления академических исследований НИУ ВШЭ Ольга Чурикова представила трехуровневую систему академических надбавок как стимулирующего инструмента публикационной активности и дифференцирования оплаты труда преподавателей. Ольга Андреевна отметила динамику получателей надбавок более сложных высоких уровней, связанную с развитием университета и усилением его исследовательской репутации, а также вовлечением всех его научно-педагогических работников в систему академических надбавок как эффективного контракта и системы мотивации НПР. Подробнее
Заместитель проректора НИУ ВШЭ Дмитрий Дагаев продемонстрировал работу цифрового сервиса поддержки оценки публикационной активности НПР университета. Автоматизированный подход помогает каждому сотруднику в оперативном режиме видеть результаты своей публикационной активности и проводить ежегодный внешний мониторинг публикаций преподавателей вуза в профессиональных изданиях из утвержденного списка по балльной системе. Полученная информация способствует принятию решений в рамках конкурса ППС, при назначении академической надбавке и зачислении в кадровый резерв, а также помогает сотруднику самостоятельно оценить свои усилия и выстроить свой собственный трек развития в университете. Подробнее
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев рассказал о критериях и процедуре процессов студенческой оценки преподавания и выбора лучших преподавателей в качестве элементов системы мотивации НПР и пояснил, как полученные данные используются для формирования учебной занятости и влияют на вознаграждение преподавателей. Подробнее
Заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Елена Артюхова презентовала работу цифрового сервиса, при помощи которого в онлайн-формате проходят все этапы конкурса ППС в университете. Елена Алексеевна отметила прозрачность и коллегиальность процесса для всех его участников и, как следствие, принятие решение о внешней кандидатуре в коллегиальном, а не административно-индивидуальном порядке.
Заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Рожков Михаил рассказал о структуре “Базового стандарта профессиональных компетенций сотрудника” - совокупности необходимых компетенций и требований для научно-педагогических работников и административно-управленческого персонала вуза, которые применяются при приеме на работу, прохождении аттестации, разработке тестов профессиональных компетенций и модульной программы повышения квалификации. Подробнее
В заключительном слове первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев сформулировал принципы кадровой политики университета: постепенность и последовательность нововведений, повышение профессиональных стандартов, предоставление широкого спектра возможностей для преподавателей, внедрение объективной и прозрачной системы оценки и вознаграждения и создание конкурентоспособной среды.