Новости

Замминистра образования и науки России на XXI Cеминаре-конференции Проекта 5-100: «Университеты должны стать драйверами развития регионов"

21 сентября в БФУ им. Канта начал работу XXI семинар-конференция Проекта 5-100. Это ежеквартальный форум, ставший признанной площадкой взаимодействия профессионалов в области повышения мировой конкурентоспособности вузов.
Замминистра образования и науки России на XXI Cеминаре-конференции Проекта 5-100: «Университеты должны стать драйверами развития регионов"

Семинар открыла пленарная сессия, посвященная трансформации университетов в условиях цифровой экономики. 

В нем приняли участие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова, руководитель департамента государственной политики в сфере образования министерства образования и науки РФ Александр Соболев, директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков, ректор Санкт-Петербургского университета Андрей Рудской, проректор Высшей школы экономики Алексей Новосельцев, куратор сети технопарков «Кванториум» Марина Ракова.

С приветственном словом к участникам конференции выступил ректор БФУ имени Канта Андрей Клемешев

«Позвольте мне открыть XXI семинар-конференцию Проекта 5-100 в Калининграде, в БФУ имени Канта. Мне особенно приятно, что сегодня среди присутствующих - не только представители университетов проекта 5-100, но и других вузов России - от Калининграда до Владивостока.  Хочу поприветствовать иностранных участников конференции, представителей рейтинговых агентств, в частности, QS и представителей национальных рейтингов Польши, Германии, России. Хотелось бы выразить благодарность представителям министерства образования и науки Российской федерации. Мы знаем, что у них сегодня большая нагрузка, но они, тем не менее, нашли возможность принять участие в нашей общей работе.  Также отдельную благодарность хочу выразить Ассоциации «Глобальные университеты». Рабочие группы уже два дня трудятся в Калининграде, обсуждают актуальные проблемы кадрового развития и поддержки иностранных специалистов в российских вузах, вопросы нормотворчества и олимпиадного движения. Ну и, конечно, мне хотелось бы поблагодарить сотрудников проекта 5-100 ФГАНУ «Социоцентр» (Проект 5-100), потому что без него это мероприятие просто бы не состоялось».

_S2A6844.jpg

Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова заявила, что глобальная конкурентоспособность - важный элемент госполитики и развития образования. Она отметила, что «сегодня важно создать образовательную среду, которая предоставляла бы возможности для реализации лучших мировых образовательных трендов».

«Для того чтобы быть эффективным и входить в мировые рейтинги, надо выполнять несколько мероприятий, одно из них — это трансформация университетов. Если университет не меняется, не становится более эффективным в подготовке и в своей деятельности, то он не может вступить в конкуренцию на глобальном рынке образования».

_S2A6928.jpg

Чтобы ускорить этот процесс, по ее словам, правительство сегодня меняет подходы. В частности, речь идет о проектном подходе, который дает возможность горизонтально выстраивать коммуникации и заявлять о новых направлениях подготовки, соответствующих современным вызовам.
 

«Пришло время определяться университетам: открытые данные, цифровые платформы, сквозные технологии, междисциплинарность - все то, без чего ни один вуз не сможет быть передовым», - подчеркнула она. При этом эксперт добавила, что "почти все вузы Проекта 5-100 хорошо продвигаются в международных рейтингах, но сегодня пора говорить о скорости бега. Нужно не просто готовить кадры для рынка, а стать драйвером развития рынка».


Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев отметил, что государственная политика в сфере высшего образования реализуется через три приоритетных проекта. Это «Экспорт российского образования», это «Вузы как центр пространства инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда».

«Если говорить о задачах проекта «Современная цифровая образовательная среда», то у него одна цель - чтобы к 2020 году российское образование в значительной мере было цифровым, современным, отвечающим международным стандартам. Как мы будем достигать эту цель? Предусмотрено три шага. Первый - это инфраструктура, обучение преподавателей и создание системы качества, которая обеспечит доступ студентам ко всем качественным, в том числе федеральным, образовательным стандартам. Второй этап - наполнение контентом. И, наконец, третий этап - это встраивание проекта в цифровую экономику, в современные глобальные проекты. Министерство образования провело конкурс, в нем приняли участие 102 университета, из этого числа 19% - вузы проекта 5-100. При этом у нас было 17 лотов, из них в 12-ти победителями стали вузы проекта 5-100. Это означает, что фактически ответственность за реализацию проекта ложится на вузы 5-100».

Директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков рассказал о том, как может выглядеть будущее, и о том, как университетам не отстать от стремительного развивающихся технологий. А куратор сети технопарков «Кванториум» Марина Ракова обратила внимание на важность нестандартных, современных подходов к образованию. 

_S2A7050.jpg


«Кванториум - это особая среда, в которой находятся дети, преподаватели, молодые ученые, аспиранты, магистранты, специалисты предприятий. И все вместе они реализуют разного рода проекты - от конструкторских до исследовательских. Из последних достижений могу отметить реализацию проекта на нашей основной федеральной площадке - кванторианцы создали проект нейроуправления космического корабля «Федерация». Дети показывают фантастические результаты! Можно сказать, что применяемая в «Кванториумах» модель обучения - это квинтэссенция всего лучшего, что есть в нашем образовании и достойный ответ на вызовы сегодняшнего дня». 

Второй день конференции, 22 сентября, начнется с круглого стола, посвященного запуску и работе единой платформы управления объектами интеллектуальной собственности, созданной на основе технологии блок-чейн. Соорганизатором сессии выступит Сергей Матвеев, директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации. Семинар продолжит круглый стол, на котором эксперты из разных стран расскажут об опыте создания национальных рейтингов университетов. Предполагается участие разработчиков рейтинга «Три миссии университета», а также Perspektywy и других национальных и международных систем оценки деятельности вузов. В этот же день состоится традиционная сессия по наукометрии.

Среди основных тем программы семинара-конференции 21-22 сентября: сетевое взаимодействие университетов, редизайн образования, международные магистерские программы и летние школы, гуманитаристика в цифровую эпоху, инновационный и научный потенциал российских вузов, Россия в Megascience и другие.