Новости

ЮУрГУ

В ЮУрГУ создана программа, позволяющая прогнозировать деформацию деталей из композитных материалов

В ЮУрГУ создали специальную компьютерную программу, которая позволит прогнозировать деформации и условия разрушения композитных материалов под нагрузкой. Это поможет проверить насколько та или иная укладка слоёв подходит для использования в авиадвигателестроении. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Mechanics of Composite Materials (Q2).
В ЮУрГУ создана программа, позволяющая прогнозировать деформацию деталей из композитных материалов

Более легкий и прочный материал

Магистрант первого курса Егор Лешков в сотрудничестве с доктором технических наук, профессором кафедры технической механики Аэрокосмического факультета Сергеем Сапожниковым провели работу в рамках гранта РНФ. Проект называется «Разработка новых полимерных волокнистых композитных материалов с управляемой нелинейностью механического поведения и методов проектирования из них элементов турбовентиляторных двигателей».

«Одной из современных мировых тенденций при разработке авиационных двигателей является замена металлических сплавов на композитные материалы, что позволяет добиться значительного снижения веса изделия и повышения эксплуатационных характеристик. Для авиации особый интерес представляет использование полимерных композитных материалов при изготовлении рабочих лопаток и защитных кожухов турбореактивных двухконтурных двигателей, поскольку это способствует снижению массы не только самих элементов, но и сопрягаемых деталей за счет снижения передаваемых инерционных и динамических нагрузок», – говорит Сергей Сапожников.

Данный проект направлен на решение проблемы повышения доли полимерных композитных материалов в конструкции современных отечественных авиационных двигателей. Для достижения целей проекта необходима разработка новых высокоэффективных волокнистых композитов и совершенствование методов расчетной оценки механического поведения элементов из этих материалов.

Эксперименты  и результат

Экспериментальная часть проекта была выполнена на оборудовании Лаборатории экспериментальной механики НИИ Опытного машиностроения ЮУрГУ.

«Мы разработали новый вариант математической модели деформирования и разрушения тканевого композита. Была написана специальная программа для получения диаграмм деформирования гибридных композитов на основе однонаправленных и тканевых слоёв. На примере органо-углекомпозитов при помощи расчётов и экспериментов показана возможность получения уникальных высокопрочных гибридов», – поясняет Егор Лешков.

Такие новые материалы будут востребованы в авиастроении, обеспечивая нечувствительность к случайным ударным повреждениям, например, от града или бетонной крошки с взлетно-посадочной полосы. Это позволит значительно повысить надёжность авиационной техники, снизить массу крыльев и фюзеляжа новых самолётов без потери прочности. Разработанная авторами компьютерная программа даст возможность конструкторским бюро быстрее проектировать слоистые композиты для изделий с заданной прочностью.