Новости

Заявление членов Ассоциации «Глобальные университеты» о качестве дистанционного преподавания

На фоне появившихся в СМИ обсуждений снижения качества подготовки студентов университетов из-за перехода в дистанционный формат реализации образовательных программ предлагаем разобраться, что означает дистанционный формат, как сейчас реализовано обучение и какой объем образовательных услуг получают студенты.

Мы обеспокоены появившимися в средствах массовой информации обсуждениями снижения качества подготовки студентов университетов из-за перехода в дистанционный формат реализации образовательных программ. Никто из нас не считает переход в полный онлайн благом – это вынужденная мера. Тем не менее, основная часть российских вузов, будучи вынужденными перейти на онлайн обучение, сумела удержать качество образовательного процесса.

Предлагаем разобраться в деталях того, что означает дистанционный формат, как сейчас реализовано обучение и какой объем образовательных услуг получают студенты.

С точки зрения права: Применение вузами дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ полностью соответствует действующему законодательству и не свидетельствует об одностороннем изменении ими договора об оказании образовательных услуг. В частности, в федеральном законе «Об образовании» онлайн-обучение относится к технологиям образования, а не к его формам (очная, заочная).

При реализации образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий сохраняется форма обучения, объем оказываемой обучающимся образовательной услуги (включая количество зачетных единиц и академических часов), количество аудиторных часов, организация занятий онлайн в режиме реального времени по расписанию. В случае перехода вузов к реализации образовательной программы в дистанционном формате интенсивность и качество контактных часов не меняются по сравнению с реализацией программ в традиционном формате, либо даже усиливаются.

С учетом уже накопленной практики работы в онлайне, Минобрнауки России совместно с ведущими университетами необходимо разработать нормативно-методические документы по организации дистанционного образования и его соответствия требованиям к качеству.

С точки зрения экономики: университеты несут дополнительную финансовую нагрузку, решая вопросы обеспечения студентов и преподавателей техническими средствами и средствами связи, расширяя возможности их доступа к онлайн-ресурсам. В среднем по России рост затрат университетов в весеннем семестре оказался примерно в три раза выше, чем их вынужденная экономия на прекращении использования ряда помещений и сокращении масштабов академической мобильности. При этом, университеты обеспечили сохранение в 2020 году размера платы за обучение для студентов-платников на уровне 2019 года, потеряв тем самым заметную часть внебюджетных доходов.

Таким образом, сам по себе переход в онлайн режим не позволяет говорить об ухудшении качества образовательных услуг. Студенты не только имеют право, но и должны следить за полноценной реализацией образовательной программы, на которую они поступили. Это касается студентов, обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе. Если какой-то вуз систематически не обеспечивает сохранение интерактивного режима занятий, это должно являться не только предметом требований студентов, но и задачей для Рособрнадзора. Но требования должны носить доказательный характер и предъявляться к конкретной образовательной программе.

О нашем опыте. Очное образование отличается от заочного, в первую очередь, объемом контактного взаимодействия. При дистанционном обучении объем контактного взаимодействия студентов с преподавателями сохраняется на уровне очной формы обучения, но приобретает интерактивный характер. При этом добросовестное проведение очного обучения в режиме онлайн часто характеризуется существенным повышением интенсивности занятий;это связанокак с необходимостью синхронного присутствия студентов и преподавателей перед экраном электронного устройства, так и использованием чата как параллельного дополнительного обсуждения. Предусмотрено обязательное очное проведение всех лабораторных занятий, включённых в учебный план и требующих использования исследовательского, технологического и измерительного оборудования в тех случаях, если отсутствует возможность проведениях их в удаленном формате.

Подходы ведущих университетов основаны на сохранении или увеличении объема и качества текущего контроля: от студентов требуется каждую неделю сдавать несколько заданий по разным предметам, отпреподавателя – регулярно проверять их в ускоренном режиме.

Дополнительно к синхронным занятиям нашими университетами организовано обязательное консультирование преподавателями студентов как в режиме открытой коммуникации, так и по предварительной записи студентов.

Онлайн-технологии создают дополнительные возможности для расширения выбора студентами курсов профессоров других университетов, в том числе зарубежных. Ведущие вузы России с начала пандемии открыли свои онлайн-курсы для всех желающих на бесплатной основе, временно отказавшись от получения доходов.

Они позволяют накапливать и анализировать цифровойслед студента в учебном процессе, улучшать учебные материалы, технологии, результаты. Появилась роль учебного и цифрового ассистента, которую выполняют студенты, получая дополнительные профессиональные компетенции.

Считаем, что практики, накопленные нашими университетами, должны быстро распространяться в системе высшего образования. При этом повышенные затраты на становление и стабилизацию данного процесса университеты считают инвестициями в его более высокое качество. Работа над совершенствованием дистанционных форм применительно к особенностям различных направлений будет продолжена, университеты постоянно обмениваются в этом отношении лучшими практиками.

Члены Ассоциации «Глобальные университеты»