Новости

ЮУрГУ

«Астероидная безопасность» в формате летней школы: новый подход к проектному обучению в ЮУрГУ

С 1 по 12 июля в ЮУрГУ прошли занятия школы «Астероидная безопасность». Это принципиально новый и очень значимый для университета проект. Университет сегодня активно стремится к тому, чтобы проектное образование в его стенах реализовывалось на высочайшем уровне, и студенты, окончившие наш вуз, были готовы решать самые сложные задачи.
«Астероидная безопасность» в формате летней школы: новый подход к проектному обучению в ЮУрГУ

Направление, связанное с аэрокосмической деятельностью, одно из важнейших в ЮУрГУ. Оно входит в стратегию  развития вуза в рамках реализации программы повышения конкурентоспособности Проект 5-100. Аэрокосмический факультет — один из старейших факультетов в ЮУрГУ, поэтому проекту в таком формате придается особое значение. О создании и задачах школы, ее участниках и перспективах работы рассказывает директор Политехнического института ЮУрГУ, зав. кафедрой «Двигатели летательных аппаратов», доктор технических наук, профессор Сергей Дмитриевич Ваулин.

Каковы даты старта работы школы? Каковы сроки обучения? 

Даты старта работы школы – 1 - 12 июля 2019 года. В 2019 году в первом наборе школы приняли участие 30 человек. Это четыре команды студентов по пять человек, среди которых – одна команда иностранных студентов из Казахстана и две команды старшеклассников. В работе школы впервые приняли участие иностранцы, перед организаторами школы стояла задача: посмотреть, как иностранцы, которые уже обучаются в ЮУрГУ, чувствуют себя в такой необычной обстановке. В школу мы брали представителей технических специальностей («технарей»), при этом они должны были хорошо учиться и не иметь задолженностей, и, конечно же, интересоваться темой астероидной безопасности. Участие в школе астероидной безопасности – это награда и своеобразное поощрение для ребят за хорошую учебу, участие в исследованиях и так далее. Занятия в школе проходили с 1 по 12 июля, всё абсолютно бесплатно.

Это первый пробный выпуск школы, в ней задействованы только наши студенты, поэтому вопросы с питанием и проживанием пока решать не пришлось, общежитие также пока не потребовалось. Но этот год – пробный, мы планируем расширить летнюю школу для того, чтобы привлечь в нее студентов, в том числе и из-за рубежа.

Какова основная задача школы?

Основная цель школы – привлечь внимание школьников к инженерным специальностям ЮУрГУ, продемонстрировать, насколько интересен и увлекателен образовательный процесс изнутри, а также содействовать реализации научного и творческого потенциала в направлении средств защиты Земли от астероидов и других космических тел. Привлечь внимание школьников возможно, только показав, как ведется работа с первокурсниками. В ЮУрГУ это сделано на примере летней школы «Астероидная безопасность».

В школе вместе занимались студенты, окончившие первый курс Политехнического института (это студенты аэрокосмического, энергетического факультетов и факультета материаловедения и металлургических технологий Политехнического института ЮУрГУ) и школьники.

На первую (пробную) смену работы школы «Астероидная безопасность» были приглашены школьники, задействованные в работе «Кванториума». Детский технопарк «Кванториум» – это центр с современным оборудованием и уникальными обучающими программами для школьников, в котором дети занимаются бесплатно. Работа на современном оборудовании позволяет как можно раньше начать обучать будущих инженеров необходимым навыкам.  В аэроквантуме школьники учатся собирать дроны и пилотировать беспилотные летательные аппараты.

У организаторов летней школы «Астероидная безопасность» сложились хорошие связи с руководством Кванториума, поскольку мы видим эту организацию как предтечу будущих политехников, потому что ребята приходят сюда заниматься техникой по разным направлениям.

12 июля работа уникальной школы «Астероидная безопасность» успешно завершилась. Расскажите о первых результатах работы школы и впечатлениях участников?

12 июля участники школы рассказали членам жюри о проделанной работе и провели испытание изготовленных ими моделей космических аппаратов с двигательной установкой. Их проекты оценивались по таким критериям, как минимальная масса посадочного модуля, технологичность разработанной конструкции, наличие необходимых расчетов двигательной установки, обеспечение сохранности элементов космического аппарата, концептуальная завершенность облика посадочного модуля и др. Каждая из команд получила высокие баллы за свой проект, и разрыв между первым и последним местами был незначительным, что указывает на качество проделанной работы.

В школе впервые между собой соревновались школьники и студенты. Несмотря на юный возраст и меньший опыт исследовательской деятельности в аэрокосмической отрасли ученики школ не отставали от старших товарищей и заняли второе место. Победителем стала команда студентов аэрокосмического факультета, в составе которой студенты Илья НазаровМаксим ФедоровКирилл БатятинЕкатерина Андреева и Роман Усманов

Для ребят проводились практикоориентированные лекции, где наши преподаватели занимались с нашими студентами и передавали свои знания. Но нам показалось, что этого недостаточно, поэтому мы привлекали ученых с мировым именем, чтобы они рассказали участникам школы о проблеме в целом, рассказали о том, что из себя представляет астероид и какие типы астероидов существуют. Студенты и школьники изучили основные подходы к изобретению модели летательного аппарата за короткий срок. Они использовали тот багаж знаний, который накопили в течение "острозаточенных" лекций для того, чтобы создать макет космического аппарата, уменьшенного в 10 раз.

Программа международной летней школы включала не только лекции и практические занятия, но также встречу с испытателем отряда космонавтов Дмитрием Петелиным, выпускником аэрокосмического факультета ЮУрГУ, посещение открытой экспозиции Учебного центра ракетно-космической техники им. В. П. Макеева, экскурсии в НОЦ «Машиностроение», НОЦ «Композитные материалы и конструкции» и Челябинский государственный краеведческий музей.

О своем участии в летней школе, а также о проектной работе рассказал участник команды-победителя Максим Федоров:

«Мы сделали конструкцию в форме параллелепипеда, потому что решили, что это оптимальная форма, которая много в себя вмещает. Также создали необычные опоры, чтоб снизить импульс при ударе об астероид. Проект мы изготовили менее чем за неделю. Я считаю, что проведение летней школы "Астероидная безопасность" — это очень интересная задумка со стороны университета. Мне понравилась эта идея, и я решил принять участие, о чем не пожалел. Знания, которые я получил, являются очень ценными для меня, и в следующий раз я обязательно снова приму участие в работе летней школы!».